История одной улыбки. Первый зарубежный рейс

12 апреля 1961 года легендарные сто восемь минут полёта Юрия Алексеевича Гагарина открыли для человечества космос и прославили нашу страну на весь мир, продемонстрировав её технические и экономические возможности.

По окончании космической программы миссия первого космонавта не была завершена. Фактически сразу после полёта советский Герой отправился в свою новую командировку, на этот раз – земную, получившую известность как “Орбита дружбы”. Первой зарубежной страной стала Чехословакия.

Вылет в Прагу был назначен на 28 апреля 1961 года, спустя всего две недели после первого космического полёта. В качестве специального корреспондента газеты “Правда” советского космонавта в этой поездке сопровождал Николай Николаевич Денисов. Вот как он вспоминал об этом: “Мне довелось побывать [с Гагариным] на этой второй орбите, которая замысловатым узором пролегла по Европе и Западному полушарию, протянулась за Гималаи и Гиндукуш к берегам Индийского и Тихого океанов, пересекла Африканский континент. Вместе с Юрием Гагариным и я пережил немало волнующих эпизодов…”

Загранкомандировка состоялась в преддверии первомайских праздников. Это был обычный рейсовый вылет на самолёте ТУ-104 №42389. Ещё на земле, когда лайнер подруливал к зданию аэропорта, начались первые проблемы. Экипаж настойчиво уговаривал пассажиров занять свои места на борту воздушного судна. Но пробка образовалась уже у трапа самолёта: никто не хотел забираться в машину до тех пор, пока не появится Юрий Гагарин.

Оказывается, находясь в здании аэропорта, к советскому космонавту один за другим стали подходить его сотрудники и пассажиры других рейсов. Каждому хотелось пожать руку герою космоса и получить от него долгожданный автограф на память. Возникла опасность задержки рейса на Прагу.

Но вот ТУ-104 в воздухе. Юрию Алексеевичу досталось место № 2а по левому борту. Рядом с ним находился генерал Н.П. Каманин, сопровождавший Гагарина в первой и последующих заграничных поездках. В салоне воздушного корабля становилось шумно. Пассажиры из разных стран и, конечно же, из Советского Союза кинулись к космонавту за автографами. “Соседи – это студенты из Сирии, интересуются, было ли холодно в космосе, – вспоминал в своей книге Николай Денисов. – Их сменяет девушка, летящая из Италии, она собирается побывать в редакции “Унита”, газета итальянских коммунистов, и хотела бы привести несколько слов от Гагарина. Конечно, эти тёплые слова тут же появляются на открытке с изображением Кремля. Получает памятный автограф на аэрофлотовском билете своей бабушки и самый молодой из семидесяти пассажиров – четырёхмесячный Иван Масягин. Кто знает, не станет ли когда-нибудь автограф Гагарина своеобразной путёвкой в космонавтику этому младенцу с нежно-голубыми глазёнками!”

Командир экипажа, Павел Михайлович Михайлов, известный лётчик гражданской авиации, Герой Советского Союза, всерьёз опасаясь, что будет нарушена центровка самолёта, пригласил Юрия Алексеевича к себе в кабину и предложил ему место второго пилота. “Попробуйте нашу машину”, – гостеприимно предложил он.

Забавный фотоснимок, запечатлевший первого космонавта в роли второго пилота, мы предлагаем к рассмотрению читателям газеты. На нём Гагарин уверенно берёт в свои сильные руки “полукружье штурвала”, ставит ноги на педали и более получаса ведёт машину, стараясь как можно точнее выдерживать курс, высоту и скорость полёта. “Многоместный воздушный лайнер, – вспоминал Н.Денисов, – разумеется, мало похож на реактивный истребитель, на котором Юрий Гагарин не так давно летал за Полярным кругом, при свете северного сияния. Но всё же, по мнению Михайлова, на первый раз с необычными для него обязанностями второго пилота он справился вполне удовлетворительно”.

В этом полёте Гагарин не остался без подарка. Командир воздушного судна П.М. Михайлов вручил ему свою книгу “10 000 часов в воздухе”. На титульном листе автор книги – как оказалось, земляк космонавта, также уроженец Смоленщины, – в память о его первом зарубежном рейсе напишет: “Сегодня вы у меня пассажиром на ТУ-104. Кто знает, может быть, скоро я у вас буду пассажиром при полёте на Луну”.

А дальше у первого космонавта будут София и Варшава, Хельсинки и Будапешт, Дели и Коломбо, Лондон и Вена. Гагарину рукоплескали восторженная Куба и жаркая Бразилия, незабываемые впечатления получит он от знакомства с неповторимым колоритом Африканского континента, тёплые и радушные встречи ожидали его в холодной Скандинавии. Но где бы ни появлялся советский Герой, всюду его “сопровождала” улыбка, – которая станет знаменитой, Гагаринской, – одарившая всех своим лучезарным светом.

Маргарита ЛЕБЕДЕВА, научный сотрудник Музея-заповедника Ю.А. Гагарина

В статье использованы материалы книги Николая Денисова “Хорошо, хорошо, Гагарин!” из записной книжки корреспондента “Правды” (1963 г.)

Оставьте первый комментарий

Отправить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован.


*