
Центральный Дом литераторов (ЦДЛ). Некогда сюда стремилась попасть вся Москва – на творческие поэтические вечера, полузакрытые кинопоказы, наконец, просто поглазеть на заезжую знаменитость.
Четвёртого мая 1961 года в ЦДЛ буквально ломился народ. Впервые в гостях у советских писателей был человек, три недели назад вернувшийся из космоса, – Юрий Гагарин. Он уже успел провести пресс-конференцию в Академии наук, совершить кратковременный визит в Чехословакию, а теперь приехал, чтобы встретиться с московской интеллигенцией.
Это был первый подобного рода публичный “выход” Гагарина в свет. Обычно Дом литераторов становился творческой площадкой, на которой выступали артисты и учёные с мировыми именами, выдающиеся военачальники и общественные деятели. Теперь же Дом открывал свои двери перед первым космонавтом планеты.
Вот как вспоминал об этой встрече Константин Ваншенкин, известный советский поэт, автор нетленных строк “Я люблю тебя, жизнь”, которому с трудом удалось пробиться в этот день в кабинет директора ЦДЛ. Находясь уже там, из вестибюля доносил “…словно исполинский вздох и – следом, сразу, взрыв восторга”. Такова была реакция на появление здесь Юрия Гагарина.
Космонавт вёл себя настолько просто и естественно, что у присутствующих создалось впечатление, будто бы он завсегдатай данного заведения. “Он улыбался. И все тоже разом заулыбались, – вспоминал Ваншенкин. – В нём было что-то очень к нему располагающее, на него приятно было смотреть. Он был вполне простой, земной парень, но на нём лежал отсвет исключительности, он словно был иной породы, почти с иной планеты. Он был из Космоса”.
Вместе с Гагариным в Дом литераторов прибыл генерал Н.П. Каманин, который держался от главного героя встречи немного в тени. Фотографы сразу же окружили Юрия Алексеевича, отовсюду послышалось щёлканье затворами.
Почётных гостей пригласили на сцену, куда попасть можно было только через зрительный зал. Гагарин шёл первым по проходу переполненного зала. Зрители приветствовали его стоя.
Затем последовали выступления. Один из ораторов обратил внимание на печатавшиеся в газетах автобиографические заметки советского космонавта. “Вы же очень хороший писатель!” – воскликнул выступающий. Все прекрасно понимали, что из-за недостатка времени писал, разумеется, не он сам, это была выполненная журналистами литературная запись – особый жанр, встречающийся довольно часто. Но стоило бы Гагарину проявить к этому интерес, его, без сомнения, тут же приняли бы в Союз писателей. Но это ему было не нужно.
Более всего запомнилось выступление А.Т. Твардовского. Выйдя на трибуну, он держал за спиной приготовленную для подарка книгу. Александр Трифонович отметил в своей речи:
“Первый космонавт Гагарин – мой земляк! Так думает сейчас не только каждый советский гражданин, но, пожалуй, и любой житель нашей планеты – землянин. Но, не скрою, мне особенно приятно, что вы не калужский или не тульский, а наш – смоленский!.. Перегрузки во время космического рейса вы успешно выдержали. После благополучного возвращения на родную землю шквал поздравлений, приветствий, заслуженной славы обрушился на вас. Шквал этот растёт и ширится. Это необычайная, огромная перегрузка. Тем не менее я уверен, что вы и её выдержите с честью”.
Поэт преподнес космонавту поэму “За далью – даль”, совсем незадолго перед этим удостоенную Ленинской премии. На книге автор оставил надпись: “Прославленному земляку Ю.А. Гагарину от автора”.
В ходе праздничной встречи со сцены Дома литераторов прозвучали стихи известных русских и советских поэтов, авторов слов многих популярных тогда песен – Павла Антокольского, Евгения Долматовского, Сергея Смирнова, Александра Жарова, Роберта Рождественского, а Константин Ваншенкин вручил космонавту грампластинку со своим шлягером, как известно, давно полюбившимся космонавту. Незадолго до памятной встречи в ЦДЛ автор слов “Я люблю тебя, жизнь” решил захватить с собой пластинку и подарить её Гагарину. Но оказалось, что дома свободного экземпляра не нашлось и пришлось ехать за ней в ГУМ. Подарок был с удовольствием принят космонавтом. Юрий Алексеевич пожал руку поэту, поблагодарив его за прекрасную песню.
Но вот слово было предоставлено Гагарину. Его выступление все с нетерпением ждали. Оно было обстоятельным, подробным, как всегда, с юмором. Первый космонавт рассказывал о себе до главного события в его жизни, о полёте в космос, о товарищах по отряду. Почти каждый литератор, пришедший на эту встречу, принёс в подарок Гагарину свою книгу, их беспрерывно передавали из зала, и в конце концов на сцене выросла целая гора книг. “Книга, конечно, лучший подарок”, – заметил Гагарин с некоторым смущением, и под одобрительный смех зала добавил: “Я вам обещаю, что всё это обязательно прочту”.
Маргарита ЛЕБЕДЕВА, научный сотрудник Музея-заповедника Ю.А. Гагарина
Материал подготовлен по информации из открытых источников
Отправить ответ