
Некогда в посёлке Клязьма Пушкинского района Московской области находился дом, который местные жители иначе как «дом Гагарина» не называли. Он располагался по Гоголевской улице, 15. Сюда к своей хлебосольной тётушке Марии Тимофеевне Дюковой часто наведывался учащийся Люберецкого ремесленного училища Юрий Гагарин. Помнит этот гостеприимный дом и приезды своего «звёздного» племянника после легендарного полёта в космос.
«Написала я своей старшей сестре Марии, которая жила недалеко от Москвы на Клязьме, – вспоминала в своей монографии «Слово о сыне» Анна Тимофеевна Гагарина, – попросила разрешения, чтобы Юра воскресные дни проводил у неё. Хотелось, чтобы мальчик не ощущал одиночества». Мария Тимофеевна незамедлительно съездила в Люберцы и пригласила племянника в гости. «Я, конечно, интересовалась, – вспоминала Анна Тимофеевна, – как Юра ведёт себя, не в тягость ли его приезды для сестры. Она мне сказала: наоборот, Юра всегда-всегда по хозяйству помогает, всю мужскую работу делает – то заборчик поправит, то крыльцо починит, то печку подмажет. Да и с двоюродным своим братом Володей занимается, помогает ему по русскому языку».
Владимир Дюков, брат космонавта, вспоминал: «Мама [Мария Тимофеевна] в нём, конечно, души не чаяла, то и дело ставила мне в пример. Пристрастил меня заниматься физкультурой, заставлял корпеть над учебниками, а по весне с усладой копал огород. Мама корила меня, что я совсем не такой».
А за хорошую работу тётя Маруся угощала племянника пирогами с разной начинкой и блинами. Пока пекла их, братья успевали добежать до железнодорожной станции, где местные жители продавали вкусную продукцию от своих бурёнок – густую домашнюю сметану, в которой ложка стояла.
В семье существовала добрая традиция — в каждый приезд гостей все собирались за большим столом, разводили медный дедовский самовар, заваривали ароматный чай с листами смородины, которые рвали прямо с куста. К чаю подавали вкусные пирожки или блины, с любовью приготовленные Марией Тимофеевной. «Вкуснятина!» – сиял от радости Юрий Гагарин. Вскоре после женитьбы, когда он приедет сюда с молодой женой Валентиной, она признается: «Он про них, блинцы со сметаной, все уши мне прожужжал».
Среди сохранившихся у Дюковых фотографий, переданных со временем родным в Гжатск, одна продолжает умилять и сегодня. Это снимок Александра Щекочихина, где заботливый отец запечатлён со своей старшей дочерью Леночкой, смело шагнувшей к хозяйской овчарке по кличке Дик. Он был выполнен в июне 1960 года в очередной приезд Гагариных в Клязьму.
«Как-то мы пили на веранде чай из старого дедовского самовара, — вспоминал Владимир Дюков. – Заговорились и не заметили, как малышка сползла с крыльца. Валентина, выглянув в окошко, побледнела, но Юра, увидев Дика рядом с малышкой, успокоил жену: «Не волнуйся, он умный, не тронет ребёнка». А сам поспешил на улицу. Присел, заулыбался. В этот момент замечательную троицу и запечатлел наш семейный фотограф Александр Щекочихин».
В 1963 году семья Дюковых получила квартиру в Мытищах. Тогда и решили перебрать состарившийся родительский дом, который местные жители уже тогда нарекли гагаринским. «Отодвинули» его в глубину сада, бревна покрасили в коричневый цвет, под окнами посадили георгины. Но каждую весну 2 мая традиционно первый космонавт приезжал в Клязьму на встречу с близкими, покопаться в огороде, а ещё – отведать тетушкины блины.
Старожилы посёлка с горестью вспоминают, как на их глазах постепенно пустел «дом Гагарина», и зарастала бурьяном усадьба, которую так любил посещать первый космонавт. Многие бывшие обитатели этого некогда большого и дружного дома давно ушли из жизни, другие покинули это место, переехав в Москву и Мытищи.
Говорят, что на месте прежнего бревенчатого дома с крыльцом сегодня вырос новый, в котором обитают другие хозяева. Но, к счастью, остались люди, в памяти которых живёт улыбчивый, трудолюбивый и такой земной человек – Юрий Гагарин.
Продолжение следует…
Маргарита Лебедева,
научный сотрудник научно-исследовательского отдела
В статье использован материал книги А.Т. Гагариной «Слово о сыне»
Отправить ответ