
«Гагарин любил жизнь, людей, умел порадоваться от души, был удивительно чутким. Но в работе – а это большая, главная часть его жизни – Гагарин был необычайно сосредоточенным, когда надо – требовательным, строгим. И к себе и людям».
Е.В. Хрунов, лётчик-космонавт СССР.
В 1963 году Юрия Гагарина назначили заместителем начальника Центра подготовки космонавтов по лётно-космической подготовке. И для того, чтобы учить других, да ещё и руководить ими, надо знать и уметь больше. Ни в чём не давать себе поблажек – было жизненным принципом Юрия Гагарина. Он наравне с другими космонавтами продолжал тренироваться, занимался на тренажёрах, учился по обязательной для всех программе, осваивал новую космическую технику.
Когда в Звёздном был уже не один, а несколько отрядов космонавтов (второй набор отличался тем, что кандидат должен был иметь законченное высшее образование), возникли естественные трудности. Кажется, что в начале должны полететь кандидаты в космонавты из первого отряда, но они готовились по программе «Восток», а новички были сразу ориентированы на более перспективную программу полётов «Союзов». Юрий Гагарин отдавал должное качествам нового поколения, где многие были с богатым опытом и необходимыми знаниями, но боролся и за то, чтобы все члены первого набора космонавтов обязательно полетели в космос, и вселял в них эту уверенность.
За восемь лет непрерывных тренировок Евгений Хрунов прошёл подготовку по нескольким космическим программам, был дублёром Алексея Леонова, отрабатывал выход в открытый космос в качестве второго (выходящего) пилота, входил в группу советских космонавтов, готовившихся по программам облёта Луны и посадки на неё. Но обстоятельства сложились так, что эти программы остались неосуществлёнными.
Из воспоминаний Е.В. Хрунова: «Бесконечные тренировки. Некоторые сложные операции мы многократно повторяли, доводя их выполнение до автоматизма. Они уже надоели нам, вызывают отвращение, но сознание необходимости и ответственности заставляет нас повторять ещё и ещё раз… Чего греха таить, на первых порах было как-то неприятно, даже тяжело, когда узнавал, то буду вторым и, если кто-нибудь скажет, что вторым быть лучше, чем первым, я ему не поверю».
И вот долгожданный полёт. Евгению Васильевичу 35 лет. С 15 по 17 января 1969 года он в качестве инженера-исследователя космического корабля «Союз-5» стартовал вместе с Борисом Волыновым и Алексеем Елисеевым. На землю вернулся в космическом корабле «Союз-4», совершив посадку вместе с Владимиром Шаталовым и Алексеем Елисеевым. Во время этого полёта была выполнена первая в мире стыковка двух пилотируемых кораблей. Хрунов и Елисеев 16 января осуществили переход из одного космического корабля в другой. Всего в полёте космонавт провел 1 день 23 часа 45 минут, в открытом космосе он находился 37 минут. Продолжительность всего полёта составила 1 сутки 23 часа 45 минут 50 секунд. Позывной Е.В. Хрунова — «Байкал-3» во время старта и «Амур-3» во время посадки. В дальнейшем Евгений Васильевич готовился к следующему полёту, но в декабре 1980 года был отчислен из отряда и желание ещё раз слетать в космос не осуществилось.
Будучи командиром отряда космонавтов, Юрий Гагарин переживал за своих товарищей. Его интересовало буквально всё: быт космонавтов, атмосфера в их семьях, успехи в учёбе и технической подготовке. Он готовил их к полёту, делясь своим опытом первооткрывателя, провожал в полёт, поддерживал с ними связь с Земли. Им был организован совет космонавтов, своего рода «суд чести», на котором говорили откровенно, жестко. Гагарин умел быть бескомпромиссным и не боялся испортить отношения: «Мы все отвечаем друг за друга, и наши победы и наши беды – дело всех!»
Из воспоминаний А.А. Леонова, лётчика-космонавта СССР, друга первого космонавта: «Юра был горяч. Горяч в деле. Всё, что касалось нашей работы, волновало и трогало его. Он с детской непосредственностью радовался каждому нашему успеху, тяжело переживал, если возникали какие-либо препятствия.
Нет, он не боялся трудностей. Он очень болел за дело. Очень! Своей страстностью, добросовестностью, исключительным чувством ответственности он заражал всех нас. Мы учились у него».
Елена Самарова, научный сотрудник Музея-заповедника Ю.А. Гагарина
В статье использованы материалы книги «Наш Гагарин»
Отправить ответ