ИСТОРИЯ ОДНОГО ЭКСПОНАТА. «Гагаринский» «ЯК-18»

В коллекции Объединённого мемориального музея-заповедника Ю.А. Гагарина хранится множество уникальных предметов, связанных с биографией первого космонавта. Один из них – макет самолёта, отлитый студентом Саратовского индустриального техникума Юрием Гагариным.

Каждый предмет мемориальной музейной коллекции Юрия Алексеевича Гагарина – реликвия. Но есть среди них особенные, не просто принадлежавшие первому космонавту, а сделанные его руками. Они хранят энергетику Человека. Прикасаться к этим предметам и изучать их историю особенно трепетно.

Таким бесценным экспонатом коллекции является литая модель самолёта «ЯК-18», изготовленная Юрием Гагариным во время его учёбы в Саратовском индустриальном техникуме в 1954-1955 годах.

В Музей самолётик передал в 2007 году Григорий Кириллович Денисенко. В 1954-1955 годах он работал начальником Саратовского аэроклуба ДОСААФ, курсантом которого в те годы был Юрий Гагарин.

«ЯК-18» – советский учебно-тренировочный самолёт ВВС и гражданской авиации. В 1945 году ОКБ А.С. Яковлева получило задание на разработку лёгкого самолёта для первоначального обучения пилотов.

Внешне «ЯК-18» выглядел очень похожим на его «предшественника» «УТ-2Л», но каркас у нового самолёта был дюралевый, а не деревянный. Одномоторный двухместный цельнометаллический свободнонесущий низкоплан с убирающимся шасси и закрытой кабиной мог выдержать многолетнюю интенсивную эксплуатацию.

С 1950 года на «ЯК-18» проходили обучение почти все будущие лётчики советских ВВС, пилоты ГВФ и аэроклубов ДОСААФ. В первую очередь эти самолёты поступили в военные лётные училища. В течение 20 лет «ЯК-18» был участником различных лётных соревнований, проводившихся по всему Советскому Союзу. Соревнования включали такие элементы, как высший пилотаж, полёты по маршруту и точность приземления.

(Нажмите, чтобы посмотреть все фото)

Именно на самолёте «ЯК-18» летом 1955 года первый раз самостоятельно поднялся в небо курсант Саратовского аэроклуба Юрий Гагарин.

В фондах ФГБУК «Музей-заповедник Ю.А. Гагарина» хранятся воспоминания Героя Советского Союза, полковника Г.К. Денисенко. Он рассказывал о том, что студент Саратовского индустриально техникума, «техник-литейщик» Юрий Гагарин отлил по его просьбе 4 модели самолёта «ЯК-18» для проведения теоретических занятий с курсантами аэроклуба. Читаем:

«Когда он [Юрий Гагарин] был ещё курсантом аэроклуба, я его попросил из мною сделанной модели отлить модель самолёта «ЯК-18», которых он отлил мне 4 штуки. Одну из них я передал в музей Звёздного Городка».

О личности Григория Кирилловича Денисенко и роли, которую он сыграл в судьбе первого в мире космонавта, необходимо сказать отдельно. В своей книге «Дорога в космос», Юрий Алексеевич Гагарин пишет:

«Начальник нашего аэроклуба (в Саратове) Григорий Кириллович Денисенко… был Героем Советского Союза. Выступая как-то на комсомольском собрании, он… объяснил нам, что воля – это прежде всего умение управлять своим поведением, контролировать свои поступки, способность преодолевать любые трудности, с наименьшей затратой сил выполнять поставленные задания». «Человек сильной воли отличается высокой организованностью, дисциплинирован, с толком использует каждый час», – так закончил своё выступление начальник аэроклуба».

(Нажмите, чтобы посмотреть все фото)

Григорий Кириллович – уроженец братской Украины, с 1956 года жил в Гомеле, Герой Советского Союза, совершил во время Великой Отечественной войны 197 боевых вылетов, участвовал в 26 воздушных сражениях. В ноябре 1943 года он был распределён в 235-й штурмовой авиационный полк 5-го штурмового авиационного корпуса, которым командовал Герой Советского Союза Николай Петрович Каманин.

(Нажмите, чтобы посмотреть все фото)

Григорий Кириллович всегда с огромным теплом и уважением говорил о своих однополчанах: о легендарном Николае Петровиче Каманине, ставшем впоследствии руководителем подготовки первых советских космонавтов, о Георгии Тимофеевиче Береговом, военном лётчике и космонавте, удостоенном звания Героя Советского Союза дважды…

Из воспоминаний Ю.А. Гагарина (книга «Дорога в космос»):

«… Занятия в техникуме шли своим чередом. Но стоило услышать гул пролетающего самолёта, встретить лётчика на улице, и как-то сразу на душе становилось теплее. Это была всё та же, ещё не осознанная тяга в воздух. Я знал, что в Саратове есть аэроклуб. Среди ребят о нём шла добрая слава. Но чтобы поступить туда, надо было иметь среднее образование…»

Григорий Кириллович писал:

«… Юра мог и не стать лётчиком. Он учился в индустриальном техникуме, а заместитель председателя ДОСААФ СССР по авиации Н.П. Каманин подписал приказ: студентов техникума в аэроклуб на лётное отделение не брать. Народному хозяйству нужны были специалисты среднего звена – прорабы, мастера, начальники цехов. А Юра с друзьями пришёл в аэроклуб и просился зачислить на лётное отделение. Я объясняю, что не могу этого сделать, есть запрещающий приказ. Но они очень настойчиво просили. Зачислить не зачислил, но пообещал, что когда буду в Москве, переговорю с генералом Каманиным. И действительно, через некоторое время меня вызвали в Москву на сборы, и я рассказал Николаю Петровичу о Гагарине. Сказал, что парень дисциплинированный, хорошо учится, отличный спортсмен, секретарь комитета комсомола. Такие лётчики нам и нужны.

Каманин ответил:

– Денисенко, ты ведь знаешь, стенку лбом не прошибёшь, но обойти её можно. Сами на месте посмотрите, во-первых, чтобы руководство техникума не возражало, а во-вторых, с военкоматом договоритесь.

Так я и сделал, и Гагарин стал курсантом Саратовского аэроклуба. И пока я утрясал вопросы во всех инстанциях, он проходил курс теоретической подготовки, после чего сдал все предметы на «отлично».

Занятия в аэроклубе проводились без отрыва от основной учёбы в школе, техникуме или работы, в вечерние часы ежедневно, кроме воскресенья. Каждый вечер – по 4 часа. И это после трёх пар занятий в техникуме. Какие нужны были организованность, упорство и сила воли!

При этом он был обычным парнем: любил пошутить, сбегать с друзьями на реку поплавать, бывало, на бахчу за арбузами лазили. Обычный молодой человек, но трудяга – до мозга костей…»

Позже Гагарин об этом периоде своей жизни скажет: «Учился я в две тяги». Успешно совмещая занятия в техникуме с полётами в аэроклубе, Юрий Гагарин уверенно шёл к намеченной цели.

(Нажмите, чтобы посмотреть все фото)

Учебную программу в аэроклубе по теоретическим дисциплинам усваивал легко и прочно, всегда вёл конспекты с большой аккуратностью. Экзамены по всем предметам сдал на отлично, о чём значится в приказе по аэроклубу, а за успешно сданные экзамены ему объявлена благодарность.

Он строил так свой рабочий день, чтобы везде успеть и усвоить тот материал, который преподавали в техникуме и аэроклубе. Много читал, о чём говорил его большой кругозор. С ним можно было говорить на многие темы, так как он был сведущим и эрудированным молодым человеком.

После окончания наземной подготовки был издан приказ по аэроклубу №33 от 23.05.55 г. о допуске курсантов-пилотов к полётам на самолёте «ЯК-18». В конце мая 1955 года все курсанты выезжали на полёты на лагерный аэродром «Дубки», но среди них не было Юрия.

Помню он обратился ко мне с просьбой приехать в лагерь через месяц, т.е. в июне, ему необходимо было защитить диплом в Саратовском индустриальном техникуме. Я ему тогда сказал, что для нас это не выгодно, ведь многие курсанты за этот период далеко уйдут по программе лётной подготовки и инструктору Мартьянову придётся заниматься с тобой отдельно, что представит для него в методическом плане дополнительные трудности. Но он уверенно заявил, что догонит упущенное время. На эту просьбу я поставил перед ним вопрос – диплом с отличием мне на стол по окончании техникума – будешь лётчиком. Он ответил, что всё сделает и диплом с отличием у него будет. На том и порешили.

Юра своё слово сдержал, стало быть и мне нужно было сдержать своё обещание. Инструктор-лётчик Мартьянов Дмитрий Павлович – человек волевой, опытный и грамотный лётчик, со своей сложной жизненной и лётной судьбой, всё сделал, чтобы Юра не только догнал своих товарищей, но и вылетел самостоятельно на самолёте «ЯК-18» в числе первых курсантов.

(Нажмите, чтобы посмотреть все фото)

Он умел слушать, умел в корректной форме и поспорить, отстоять свою точку зрения. Юра летал в зону на зачётный полёт с командиром звена Новиковым Н.И. Он ему за этот полёт поставил оценку «Отлично». За совершённые два зачётных самостоятельных полёта по кругу, Юра получил тоже отличную оценку. Комиссия ему единогласно поставила общую выпускную оценку «Отлично», об этом было записано в приказе по Саратовскому аэроклубу ДОСААФ от 27 сентября 1955 г. №58».

(Нажмите, чтобы посмотреть все фото)

В 1956 году Г.К. Денисенко уехал из Саратова с новым назначением на должность начальника Гомельского аэроклуба ДОСААФ.

Уволившись в запас, выйдя на пенсию, Григорий Кириллович бережно хранил модельки самолёта, выполненные руками Юры Гагарина, и память о своём ученике, ставшем первым космонавтом планеты.

В октябре 2024 года сын Г.К. Денисенко, Владимир Григорьевич, передал последний из четырёх «Гагаринских» самолётиков в единственный в Беларуси музей-павильон «Космос», расположенный на территории Минского аэроклуба имени Дважды Героя  Советского Союза С.И. Грицевца ДОСААФ.

Наталья Гагарина,

куратор международных проектов

ФГБУК «Музей-заповедник Ю.А. Гагарина»

Оставьте первый комментарий

Отправить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован.


*