ВЫСТАВКА. Услышать тишину…

Я первый смерил жизнь

Обратным счётом.

Я буду беспристрастен и правдив:

Сначала кожа выстрелила потом

И задымилась поры разрядив.

Я затаился и затих, и замер.

Мне показалось, я вернулся вдруг

В бездушье безвоздушных

барокамер

И в замкнутые петли центрифуг.

(Владимир Высоцкий)

9 марта 2025 года в день рождения первого космонавта планеты в Музее Первого полёта стартовала выставка-эксперимент “Десять дней тишины”, основанная на подлинных предметах и документальных материалах из фондовой коллекции Музея-заповедника Ю.А. Гагарина, Института авиационной и космической медицины, Института медико-биологических проблем, Архива научно-технической документации (РГАНТД).

Центральное место на выставке занимает стационарная сурдобарокамера “СБК-48” – подлинный и единственный в своём роде предмет истории отечественной техники, получивший в 2012 году статус “Памятника науки и техники в музеях России”.

В начале 1990-х годов камера была транспортирована из г.Москвы в г.Гагарин, а в 2010 году установлена в здание будущего музея Первого полёта. Здесь она получила своё второе рождение, здесь началась её новая жизнь. Хотя всё могло бы сложиться иначе. Под угрозой исчезновения мог оказаться предмет, который являлся неотъемлемой частью истории отечественной космонавтики, но благодаря инициативной группе Музея Ю.А. Гагарина, подвижничеству И.П. Пономаревой, в 1960-е годы старшего лаборанта отдела подготовки космонавтов, отслеживающей медицинские показатели испытуемых, удалось достичь договорённости о передаче СБК-48 в Музей Ю.А. Гагарина с целью её дальнейшего экспонирования, как одного из немногих уцелевших объектов, связанных с историей подготовки членов первого отряда космонавтов. Одновременно с ней был передан архив научно-технической документации.

В памяти гагаринцев ещё свежо воспоминание, как в один из сентябрьских дней 2010 года они стали свидетелями необычного явления, когда у входа в будущий Музей с помощью подъёмного крана происходила разгрузка огромного, напоминающего железнодорожный вагон, объекта. Для размещения многотонного экспоната потребовалось произвести разбор одной из стен музейного здания, после чего он был установлен на бетонную подушку, специально выполненную для этой цели.

И сегодня СБК-48 по праву считается одним из основных экспонатов музея Первого полёта и вызывает живейший интерес у посетителей, погружающихся в атмосферу одного из важнейших этапов подготовки к полёту первого космонавта планеты.

Её интерьер такой же, как и более шестидесяти лет назад: перед стандартным самолётным креслом, в котором отдыхали (спали) слушатели-космонавты, обычный откидной стол, над столом – наглухо закрытый шторкой иллюминатор. У потолка закреплены телепередающие аппараты, на полках в бумажных пакетах с надписью “Завтрак, Обед, Ужин” – еда. В камере присутствует кнопочный пульт связи, а также около десятка электродов, которые крепились испытуемому на лоб, затылок, руки и ноги.

Попадая сюда, кажется, что вот-вот за тобой закроются тяжёлые двери, и ты, оставшись в камере в одиночестве, вдруг начинаешь слышать, как звучит тишина.

Сегодня услышать тишину становится возможным любому желающему, пришедшему на выставку и пожелавшему быть вовлечённым в условия настоящего эксперимента. Здесь посетителям предоставится уникальная возможность “погрузиться” в далёкие шестидесятые годы и на себе испытать воздействие одиночества, оказавшись наедине с самим собой в подлинной камере, до сих пор хранящей дух ушедшей эпохи.

Маргарита Лебедева,

научный сотрудник

Музея-заповедника

Ю.А. Гагарина,

член творческой группы

по созданию выставки

Оставьте первый комментарий

Отправить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован.


*