«ТАК НАЧИНАЛАСЬ ЛЕГЕНДА» Военному детству Ю.А. Гагарина посвящается

О детстве первого космонавта рассказывает его племянница, куратор международных проектов ФГБУК «Музей-заповедник Ю.А. Гагарина» Наталья Гагарина.

Счастливое довоенное детство

Юрий Алексеевич Гагарин родился 9 марта 1934 года в селе Клушино Гжатского района Смоленской области. Родина всегда была для него местом притяжения. Он с большой любовью говорил о своих родных краях и при любой возможности стремился сюда.

Семья, в которой родился будущий космонавт, самая обыкновенная, ничем не отличалась от миллионов трудовых советских семей. Родители – простые русские люди.

Отец Алексей Иванович Гагарин – сын смоленского крестьянина-бедняка. Образование – всего два класса церковноприходской школы, но он всё умел делать своими руками, плотничал, столярничал…

Юрий Алексеевич вспоминал, что в детстве по запахам мог различить породы дерева – «сладковатого клёна, горьковатого дуба, вяжущий привкус сосны, из которых отец мастерил полезные вещи…»

Авторитет отца в семье был непререкаем, детям он преподал первые уроки дисциплины, уважения к старшим, любовь к труду. Никогда не баловал, но был внимателен к желаниям детей.

Мама Анна Тимофеевна – дочь путиловского рабочего, с 9 до 15 лет (до 1918 года) жила в Петербурге (Петрограде). Там получила начальное образование в училище при Путиловском заводе. Продолжить учёбу в гимназии ей было не суждено. После травмы, которую отец получил на заводе, семья вернулась на родину, в деревню Шахматово, на Смоленщину.

Всю жизнь Анна Тимофеевна много читала. До самых последних дней книги были её «друзьями и собеседниками». Юрий Алексеевич говорил, что мама всегда могла правильно ответить на любой вопрос детей.

В семье было четверо детей: старший Валентин, Зоя, тремя годами моложе, Юра и младший Бориска.

Трёхлетним мальчиком Юра радовался первым в жизни аплодисментам, читая стихи на первомайском празднике.

Мальчишкой любил забираться на крышу и смотреть на бескрайние колхозные поля, сады, речку, куда они с ребятами бегали купаться и где ловили пескарей. Часто прибегали на ферму к маме. Она каждому наливала по кружке парного молока и отрезала по ломтю свежего ржаного хлеба. Запах этого хлеба Юра запомнил на всю жизнь.

О деревенской жизни Анна Тимофеевна говорила так: «… Труд крестьянский – физический, нелёгкий, но… он, как никакой другой, приносит много радости. Потому что связан с жизнью, с творчеством. … Жатва! Бывало, руки, всё тело гудят от тысячи поклонов, но в селе праздник – хлеб идёт! Земля с благодарностью отвечает тебе на заботу».

В семье считали, что трудовой образ жизни – самый главный воспитатель. У каждого ребёнка была своя зона ответственности.

Анна Тимофеевна не разделяла мысль о том, что трудные дети вырастают там, где родители заняты и не уделяют ребятам много внимания. Они с Алексеем Ивановичем были заняты так, что порой ни единой свободной минутки не было. А дети все выросли работящими, добрыми и отзывчивыми. Своими делами показывали родители пример детям. «… Любая наука требует терпения и времени, а окрика не любит…»

Анна Тимофеевна всегда старалась приласкать ребятишек, перед сном обязательно всех обходила, кому одеяло под ножки заправит, кого накроет… Юра любил спать на животе, и она целовала его в спинку над лопатками. Потом прочитала в его воспоминаниях, что теплота ассоциируется у него с поцелуем мамы между лопатками. Она и не думала, что он это помнит. Оказывается, помнится всё…

Начало войны

Юру всё время тянуло в школу, хотелось подражать старшим, готовить уроки, иметь тетрадки. Частенько с завистью заглядывал он в школьное окно…

В 1941 году ему исполнилось семь лет, осенью он должен был пойти в школу. Младшему Бориске на начало войны было всего 5 лет, Зоя и Валентин были на пороге юности… Война в одночасье прервала прекрасный и беззаботный мир детства.

В первый же день войны из Клушино в Гжатск уехали новобранцы: трактористы, комбайнёры, животноводы, полеводы. Вскоре каждая семья стала семьёй фронтовика. Алексей Иванович вступить в ряды Красной Армии не смог по причине инвалидности, которую получил в раннем детстве.

Фронт всё ближе и ближе подкатывался к Смоленщине. Через село молча проходили беженцы, проезжали раненые, всё двигалось куда-то далеко в тыл. Фашисты стёрли с лица земли Минск, шли кровавые бои под Ельней и Смоленском. Но все верили, что дальше они не пройдут.

Наступило 1 сентября. Клушино ещё не было занято фашистами, и Юра пошёл в первый класс. Для него это был долгожданный, торжественный день. Хотя событие это было омрачено войной, даже в тот военный сентябрь постарались этот день отметить по-особенному. Провожали Юру в школу всей семьёй. Он шёл гордый, в наглаженной матросочке, с Зоиным портфелем, в котором лежал, аккуратно обёрнутый сестрой в чистую газету, его первый учебник – букварь.

Страшное известие прервало школьные занятия: «Фашисты совсем близко, где-то под Вязьмой…»

В этот день в воздушном бою возле Клушино был подбит военный самолёт. Рядом с ним приземлился второй. Это были «Як» и «ЛаГГ» – первые военные самолёты, которые увидел Юра Гагарин. Каждому из деревенских ребятишек хотелось дотронуться до лётчиков, залезть в кабину, рассмотреть пробоины на крыльях машин. На гимнастёрках лётчиков мальчишки увидели ордена и поняли, какой ценой они достаются…

Оккупация

События разворачивались очень быстро. Заговорили об эвакуации. Гагарины эвакуироваться не успели. В село неожиданно на мотоциклах ворвались немецкие солдаты. 12 октября 1941 года Клушино было полностью оккупировано фашистами. Начались повальные обыски: немцы повсюду искали партизан…

Клушино находилось под оккупацией 17 месяцев, до 6 марта 1943 года. Всё это время семья Гагариных жила в землянке, которую Алексей Иванович вырыл за домом. Дом заняли немцы.

Вскоре сгорела школа. Занятия прекратились.

Был взорван (и уже никогда не будет восстановлен) прекрасный Храм Николая Чудотворца (святого покровителя села Клушино), в котором крестили всех детей Гагариных.

Из воспоминаний Анны Тимофеевны Гагариной:

«… Невозможно до конца, полно представить весь ужас вражеского нашествия, то время, когда мы полностью находились во власти жестокого, бесчеловечного врага, когда речь шла о жизни и смерти. Враги могли выгнать нас из дому, отобрать у нас еду, скот, последнюю одежду, саму жизнь…

… Жить или умереть. Не только об этом шла речь. В дни, когда гадали, как раздобыть кусок хлеба, миску ржи, чугунок картошки, а раздобыв, радовались, словно важному событию, мы не имели права думать только о том, как бы выжить. У нас были дети, мы беспокоились, какими они останутся после оккупации – не сломятся ли, не станут ли трусливыми, забитыми… Было ощущение, что ты должен что-то сделать ещё, кроме того, чтобы остаться в живых, чтобы сохранить детишек…»

Вечерами в землянке родители вспоминали свою молодость. Анна Тимофеевна рассказывала о трудном революционном периоде, когда семья жила в Питере, о том, как люди сохраняли своё человеческое достоинство в самых тяжёлых условиях.

Выдержать борьбу могут только сильные и гордые люди.

Испытывая физические и душевные мучения, пытаясь постичь природу войны, дети были не в состоянии самостоятельно справиться с душевным кризисом. Родители помогали понять, что счастье заключается не только в победе, но и в сохранении нравственных человеческих ценностей. Образцом и примером для подражания были сами родители. Не знали они педагогических секретов. Работали много, заботились о близких, дружили с соседями, помогали друг другу, не лгали. Дети всё это видели и впитывали.

После окружения наших войск под Вязьмой советское командование спешно перебросило силы к Гжатску, занимавшему важную роль транспортного и логистического узла. Моторизованные части Вермахта рвались к Москве, двигались к Можайской линии обороны. На их пути находился Гжатск.

Войск немецких на оккупированной территории стояло очень много. Клушино часто подвергалось обстрелу артиллерии и налёту авиации Красной армии. Наблюдая за воздушными боями советской авиации, мальчишки не чувствовали страха, считая, что свои своих убить не могут.

Фронт находился всего в нескольких километрах, но что делалось на фронтах, никто не знал… Клушино было отрезано от всего мира. Информации никакой.

Из листовок, сброшенных с самолёта, узнали о разгроме гитлеровцев под Сталинградом. Вскоре началось наступление советских войск.

Через Клушино повезли раненых и обмороженных гитлеровских солдат, сплошным потоком шла немецкая техника, пятились остатки эсэсовской дивизии, разгромленной под Москвой. Все ждали близкого часа освобождения. Но фашистам удалось удержаться на оборонительном рубеже, и Клушино осталось в их ближних тылах.

Подражая старшим, мальчишки, как могли, вредили немцам. Разбрасывали по дороге гвозди, битые бутылки, в выхлопную трубу мотоциклов запихивали мусор, песок…

Однажды на глазах у Юры немец повесил на яблоневый сук за повязанный вокруг шеи шарфик младшего братишку Бориску. Чудом они с матерью спасли ребёнка и едва привели его в чувство.

Через некоторое время Анна Тимофеевна услышала, как Альберт возится с мотоциклом, вытаскивая из выхлопной трубы мусор. Она сразу всё поняла… Несколько дней после этого случая Юра не ночевал дома…

Продолжение следует…

В статье использованы материалы из книги Ю.А. Гагарина «Дорога в космос» и А.Т. Гагариной «Слово о сыне», воспоминания учителей, друзей, родных первого космонавта, архивные данные из фондов ФГБУК «Музей-заповедник Ю.А. Гагарина».

Наталья Гагарина,

куратор международных проектов ФГБУК «Музей-заповедник Ю.А. Гагарина»

Оставьте первый комментарий

Отправить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован.


*