
О первых годах жизни будущего первого космонавта рассказывает его племянница, куратор международных проектов ФГБУК «Музей-заповедник Ю.А. Гагарина» Наталья Гагарина. Начало – в «Гжатском вестнике» от 11 апреля.
Освобождение
В феврале 1943 года, отступая, немцы угнали в Германию старших брата и сестру… Сопротивляться было бесполезно…
Перед уходом фашисты заминировали дорогу. Всю ночь наблюдая за работой вражеских солдат, утром Алексей Иванович смог сообщить об этом нашим снайперам.
6 марта 1943 года Гжатск был освобождён.
Символично, что командир 29-й гвардейской стрелковой дивизии Андрей Трофимович Стученко, освобождавший Гжатск от фашистских захватчиков, являясь в начале 1960-х годов командующим войсками Приволжского военного округа, будет готовить встречу Юрия Гагарина на аэродроме в Куйбышеве после его легендарного полёта в космос в апреле 1961 года.
Позже Юрий Алексеевич напишет в фотоальбоме, где солдаты приветствуют жителей Гжатска: «От меня, от родственников, от всех жителей города одному из освободителей Гжатска с большой благодарностью».
9 марта, в день рождения Юры Гагарина (по его собственным воспоминаниям), ему был сделан самый дорогой подарок: возобновились занятия в школе. На чердаке разыскали школьный портфельчик, но положить в него было нечего: все учебники, тетради пошли у гитлеровцев на растопку.
Уроки проводили в доме у дочери местного священника Веры Дмитриевны Клюквиной. Накануне женщина вычистила всю избу, у соседей заняла лавки, стараясь устроить всё как можно лучше.
В одной комнате располагалось сразу два класса: первый и третий, на смену им приходили второй и четвёртый. Читать и овладевать грамотой учились по Боевому уставу пехоты, оставленному солдатами Красной армии. Радовались любому клочку бумаги. Вместо палочек для счёта использовали отстрелянные гильзы.
Дети во время войны росли медленнее, а взрослели мгновенно. Анна Тимофеевна вспоминала, как в первую весну после освобождения Юра и Бориска вытащили плуг. Но не играть собрались дети! Во всём колхозе ни одной лошадёнки не осталось. Решили, что вместо коней сами будут пахать землю. Сдвинуть плуг им было не под силу, вскопали поле вручную, а бороновали предложенным ими способом.
Шла за ними мать, направляя борону, и плакала, так жалко было детей… Мальчишки оглянулись – пот по лицам течёт, а улыбаются: «Мама! Ты плачешь или устала?» Анне Тимофеевне стало совестно своей слабости перед детьми: «Не плачу и не устала, просто солнце припекло…»
Когда старших сестру и брата угнали в Германию, а отец уехал восстанавливать хозяйство в Гжатск, девятилетний мальчишка остался в семье за старшего. Может быть, именно тогда появилось у Юры Гагарина жизненное кредо: «Нет слова «не могу», есть слово «нужно», и ещё – «Так учили».
Через несколько месяцев после освобождения пришла похоронка на младшего брата Анны Тимофеевны Николая. Вскоре другая горестная весть: на мине подорвался его сын Коля…
Сохранились документальные кадры, как советские люди встречали День Победы 1945 года, выходили на городские площади, собирались на митинги, демонстрации. Меньше осталось фотодокументов о трудовом ритме этого дня. Хотя праздник охватил всех, и радость была безбрежная, работа не останавливалась…
Анна Тимофеевна вспоминала, что весна сорок пятого выдалась ранняя. Сеять крестьяне начали ещё в апреле, по снегу в колхоз прибыл трактор. Утром девятого мая председатель колхоза отправил женщин в Гжатск за горючим. Запрягли бурёнку, погрузили на телегу бочку, поехали…
А тут всеобщее ликование – Победа! Люди строят планы, смеются, конечно, те, кто не получил похоронки… Председатель колхоза вышел на крыльцо, поздравил всех с Великим праздником, а потом тихо добавил: «Товарищи, время не ждёт!..»
«… Когда говорят о Дне Победы, мне видится, как деловито идёт по полю наш колхозный трактор, как сноровисто пашут на коровах клушинские женщины, трудовым энтузиазмом встречают Мир».
Урожай в победном сорок пятом собрали богатый. Но раны, нанесённые нашествием гитлеровцев, затягивались трудно, уж очень их было много: пострадавшие поля, разрушенные деревни, города, заводы, фабрики…
А вот как помнился победный день 1945-го Юрию Алексеевичу Гагарину:
«Я выбежал на улицу и вдруг увидел, что погода разгулялась, на дворе весна, цветут сады, над головой синее-пресинее небо, и в нём поют жаворонки. Нахлынуло столько ещё не изведанных, радостных чувств и мыслей, что даже закружилась голова. Я ждал скорого возвращения сестры и брата. Отныне начиналась новая, ничем не омрачаемая жизнь, полная солнечного света. С детства я люблю солнце!»
Снова в школу
В конце декабря 1945 года семья Гагариных переехала в Гжатск. Поначалу жили в «мазанке», а к середине 1947 года «по брёвнышку» перевезли из Клушино свой дом. Юра с Бориской помогали отцу по-взрослому: землю копали, раствор месили, песок таскали, глину мяли…
Юра продолжил учиться в базовой школе и гордился тем, что она располагалась в «историческом» доме, принадлежавшем когда-то купцу Церевитинову. Именно сюда был приглашён гжатчанами Кутузов, когда он, назначенный главнокомандующим, ехал через Гжатск к войску в Царёво-Займище.
В классах было холодно, дров не хватало, зимой сидели в пальто. Пузырьки с замёрзшими чернилами приходилось отогревать на груди.
Но дети, пережившие оккупацию и познавшие издевательства врагов, были рады возможности учиться, не считая трудностями или какими-то особенными сложностями бытовые неудобства. Тогда ребята даже внимания не обращали на эти условия и не обсуждали их.
Преодолевая разруху, люди восстанавливали предприятия, строили школы, больницы, дома…
Интересы Юры и его друзей были в другом. Его приняли в пионеры, выбрали председателем совета отряда. Каждый вечер он наглаживал свой пионерский галстук, чтобы утром аккуратно повязать и расправить узел. Дети особенно трепетно ценили все мирные завоевания, гордились ими, считали себя приобщенным к борьбе за свободу и независимость Отчизны.
Учился Юра старательно. Пока все задания не выполнит, спать не ложился. Тетрадки у него были аккуратные. Учебники заботливо обёрнуты в газеты, красиво подписаны. С мальчишеским азартом увлечённо занимался всем: и спортом, и на трубе играл в духовом оркестре, и фотографировал, и в драматическом школьном кружке участвовал, помогал друзьям в учёбе.
Немало Юра рассказывал дома о своих одноклассниках: у кого-то на войне отца убили, у кого-то брат с фронта не вернулся, кто-то остался сиротой…
Обычно этим он объяснял неуспеваемость друзей и всегда старался им помочь, занимался дополнительно… В доме у Гагариных постоянно собирались его товарищи, что-то мастерили, репетировали, готовили уроки. В пятый класс Юру перевели с похвальной грамотой.
Дети не только учились, они вместе со взрослыми расчищали от развалин улицы, сажали деревья, выезжали в колхозы на уборку овощей. Разыскивали могилы бойцов и ухаживали за ними.
Летом с друзьями Юра работал в городском подсобном хозяйстве, а осенью с гордостью привёз на тележке картошку, лук, выданные ему за труды.
В статье использованы материалы из книги Ю.А. Гагарина «Дорога в космос» и А.Т. Гагариной «Слово о сыне», воспоминания учителей, друзей, родных первого космонавта, архивные данные из фондов ФГБУК «Музей-заповедник Ю.А. Гагарина».
Наталья Гагарина,
куратор международных проектов ФГБУК «Музей-заповедник Ю.А. Гагарина»
Отправить ответ