
Цыган и Дезик первыми летели,
Был Рыжик с Дамкой и Отважный пес,
Отряд летал всё выше и всё дальше
И основной решить помог вопрос!
(Людмила Аркадова)
Вслед за первым последовал второй этап экспериментальных полётов животных в герметических кабинах одноступенчатых ракет на высоту в двести двенадцать и четыреста пятьдесят километров.
К этому времени в конструкторском бюро С.П. Королёва уже были разработаны и изготовлены ракеты Р-2 и Р-5. Первая способна была поднять массу полезного научного груза до высоты двести – двести двенадцать километров, вторая – до высоты четыреста пятьдесят – четыреста семьдесят километров. Это и предопределило дальнейшее развитие отечественной экспериментальной космонавтики.
Одной из тех, кто побывал на высоте в двести двенадцать километров и возвратился на Землю живым и невредимым, была героиня нашего сегодняшнего рассказа – собака Дамка. Это маленькое, очень приветливое существо чёрно-белой масти. Её вес, как обычно, не превышал семи килограммов. Вместе с Дамкой в новое космическое путешествие отправилась собака Рыжая. Их полёт состоялся 16 мая 1957 года.
Биологические исследования в этой серии полётов проводились на четырнадцати собаках. Некоторых животных посылали в полёт по два и даже по три раза. Были среди четвероногих «космонавтов» и рекордсмены. К таковым можно отнести нашу Дамку. Она побывала за пределами земной атмосферы четыре раза.
Казалось бы, незавидная судьба маленькой собачки, рано потерявшей своего хозяина и ставшей бездомною, вдруг внезапно изменилась. Как-то возле неё остановились два человека. Один из них, внимательно осмотрев животное, сказал: «Как раз то, что нам нужно: и размеры, и масть подходящие».
В специальном виварии, куда привезли собаку, её уже ждал сытный обед и тщательный медицинский осмотр, после чего ей дали кличку. Теперь она должна была привыкнуть к новому имени – Дамка. И началась другая, совершенно не похожая на прежнюю жизнь, которую уж никак «собачьей» не назовёшь. Вместе с другими четвероногими собратьями Дамка стала проходить подготовку к путешествию в космос. Никогда ещё за ней так не ухаживали. Собаку кормили по особому рациону, мыли, по нескольку раз в день водили на прогулку в институтский сквер. Когда она привыкла к своей кличке и к своему новому хозяину, начались занятия.
Дамке по индивидуальному заказу сшили «рубашку», к которой присоединились приборы, фиксирующие движения животного. Когда она научилась «носить» эту одежду, её привели в лабораторию, где на столе стоял контейнер, точно такой же, в каком предстояло лететь в космос. «Дамка, работать!» – скомандовал «хозяин».
С этого дня начался длительный тренировочный процесс. Собаку учили по нескольку часов спокойно лежать в контейнере. Она постепенно привыкала к «внешним раздражителям», которые будут действовать в полёте, к треску киноаппарата, к шумам различных приборов. Затем обучение продолжилось на так называемом «ракетодроме» возле установок для запуска ракет. «Наконец наступил день путешествия в космос. Для Дамки он казался самым обычным днём. На ракетодроме собака заняла своё место в контейнере, который поместили в головной части ракеты. Но вот ракету запустили, и она, оставляя за собой большой огненный хвост, умчалась в небо».
Во время полёта киноаппарат автоматически заснял поведение собаки во время её космического путешествия. Сначала перегрузка, вызванная ускорением ракеты, как бы во много раз увеличила вес животного, прижав его голову к полу. В этот момент в глазах Дамки читалось недоумение и явная тревога, но когда ракета покинула пределы земной атмосферы и наступило состояние невесомости, она наконец подняла голову, навострила уши и с любопытством посмотрела в круглый иллюминатор.
Максимальная скорость ракеты с животными на восходящей траектории полёта составила 1,72 км/с, на нисходящей – 1,75 км/ч. Находясь в верхней точке, головная часть отделилась от корпуса ракеты и начала своё движение к Земле. Когда это расстояние достигло четырёх километров, открылся тормозной парашют головной части, а на высоте в два километра сработала основная парашютная система.
При возвращении из космоса Дамка вела себя спокойно. Она отлично перенесла спуск на парашюте. Когда открыли контейнер, четвероногая «путешественница» выскочила на землю с громким лаем. Собачка весело прыгала вокруг экспериментатора, как здесь называют врача, проводящего опыты, вставала на задние лапки, выпрашивая кусочек сахара. Дамка вела себя так же, как и самая обычная собака, здоровая, сытая, довольная жизнью.
Продолжение следует…
Маргарита Лебедева,
научный сотрудник Музея-заповедника Ю.А. Гагарина
В статье использованы фотографии из архива Института медико-биологических проблем (ФГБУ ГНЦ РФ – ИМБП РАН), а также материалы журнала «Огонёк» со статьёй А. Голикова «Она летала в космос», 1958 г.
Отправить ответ