Первые разведчики космоса. Звезда по имени «Газенко» 65-летию полёта четвероногих «космонавтов» Белки и Стрелки посвящается

И вот уж Космос – обитаем!

Заполнен криком, писком, лаем…

Чтоб тайны Космоса познать,

Собаку-космонавта, Жульку,

Он взял домой: растить, гулять,

Кормить и мыть за ней кастрюльку.

Итог научный был удачен:

Весёлый выводок щенячий!

Сломивши первые барьеры,

Освоил он иные сферы

С иным масштабом и значеньем:

Формированье направлений

Научных поисков, работы,

Обеспечения полётов…

(И.Д. Пестов)

 

Перечисляя все свойства, которыми природа наделила наших замечательных собак, как будто специально готовя их для научных экспериментов, понимаешь, они – только отчасти её творение: большую роль в создании «хороших подопытных животных играет терпеливое, любовное и вдумчивое отношение исследователей к их тренировке».

Среди них одно из основных мест занимает Олег Георгиевич Газенко (1918-2007), которого с полной уверенностью мы можем назвать патриархом отечественной физиологии. Он является видным последователем основоположника космической биологии и медицины В.И. Яздовского. Большое влияние на формирование личности и научных интересов Газенко оказал отец   Георгий Григорьевич, известный врач-биохимик, один из ветеранов Института авиационной медицины МО СССР. Уже в школьные годы у Олега проявился интерес к биологии. В 1941 году он с отличием окончил военный факультет 2-го Московского медицинского института и вместе со всем выпуском ушёл на фронт.

В 1947 году О.Г. Газенко получил назначение в Институт авиационной медицины, а с 1955 года для него начался новый, очень важный этап. Он подключается к работам организованного в Институте отдела по исследованию и медицинскому обеспечению полётов в верхние слои атмосферы, которым руководил В.И. Яздовский.

Олег Георгиевич в качестве ответственного за физиологические и радиобиологические исследования принимал активное участие в проведении экспериментов в полётах ракет в верхние слои атмосферы и в полёте второго искусственного спутника Земли с собакой Лайкой на борту. Вот как учёный вспоминал об этом: «Подготовка к полёту первого и второго спутников шла одновременно, чтобы осуществить  их запуск к 40-летию Великой Октябрьской революции. Эти полтора года, как дни предельно сжатого времени: день, а порой и ночь то в Мавритании, то в Томилино на заводе «Звезда», то в Подлипках, в кабинетах КБ или в цехе завода».

Газенко очень переживал за гибель Лайки. В одном из интервью он говорил: «Когда ты понимаешь, что нельзя вернуть Лайку, что она погибает, и что ты ничего не можешь сделать, потому что нет системы возвращения – это какое-то очень тяжёлое ощущение. Когда я с космодрома вернулся в Москву, я уехал за город. Понимаете, я хотел какого-то уединения».  Причиной гибели собаки стал выход из строя системы терморегулирования и повышение температуры в кабине. Но эти несколько витков для науки были просто бесценны.

Комплексный подход к решению научных и прикладных задач был характерной особенностью учёного на протяжении всей его творческой деятельности. Особо важное значение имели эксперименты с животными в возвращаемых на Землю космических кораблях. Они позволили всесторонне изучить реакции организма на воздействие динамических факторов полёта, а также испытать систему жизнеобеспечения.

С огромной нагрузкой и ответственностью работал О.Г. Газенко на космодроме в период подготовки к полёту собак Белки и Стрелки в августе 1960 года. Сохранились его письма, в которых он сообщал о поведении животных: «С электродами всё в порядке. У Вильны (Белки) потенциал маловат. Возможно, подклеим ещё один электрод для усиления. Капля (Стрелка!) – акклиматизируется – ведёт себя хорошо».

После легендарного полёта четвероногих «космонавтов» 19 августа 1960 года Газенко было поручено проводить знаменитую пресс-конференцию в Президиуме Академии наук СССР об итогах полёта Белки и Стрелки.

Последний космический старт 1960 года состоялся 22 декабря. В полёт отправились собаки Шутка и Комета. Клички собак часто менялись. В данном случае Шутка имела также клички Дамка, Альфа, Жемчужная, а Комета – Красавка и Жулька.  На этот раз отказал двигатель третьей ступени ракеты. Спутник на орбиту не вышел. Расчёты показали, что спускаемый аппарат должен был приземлиться на территории Якутии. Хотя шансов найти собак живыми при сорокаградусном морозе почти не было. Но по настоянию С.П. Королёва туда была направлена поисковая группа. После двухдневных поисков спускаемый аппарат был обнаружен. Ещё двое суток понадобилось, чтобы поисковики добрались до места приземления. Собаки оказались живыми!

Медики, готовившие животных в полёт, всегда переживали за своих подопечных, многие забирали их к себе. Олег Георгиевич забрал к себе собаку Комету. Она двенадцать лет прожила в семье Газенко уже под кличкой Жулька.

О.Г. Газенко в составе группы учёных-медиков принимал непосредственное участие в подготовке и проведении первого полёта человека в космос. Исследования учёного позволили сделать вывод о возможности длительного пребывания космонавтов на орбите. В значительной мере благодаря его работам наша страна является ведущей в области медико-биологического обеспечения длительных космических полётов.

Почти двадцать лет (с 1969 года) Олег Георгиевич руководил Институтом медико-биологических проблем – главным научным учреждением, где велись исследования по созданию и совершенствованию надёжной системы медицинского обеспечения космических полётов.

В 1983 году О.Г. Газенко был избран президентом Всесоюзного (ныне Российского) физиологического общества имени И.П. Павлова. Этот пост он занимал в течение двадцати лет, а с 2004 года был избран Почётным президентом общества.

Однажды у академика Газенко спросили, о чём он мечтал в детстве, и он ответил: «Мне хотелось в жизни быть стройным, стать профессором и когда-нибудь носить галстук-бабочку непременно малинового цвета». Все три желания его сбылись.

Продолжение следует…

Маргарита Лебедева,

научный сотрудник Музея-заповедника Ю.А. Гагарина.

Оставьте первый комментарий

Отправить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован.


*