Первые разведчики космоса. Отряд четвероногих «космонавтов». Продолжение 65-летию полёта четвероногих «космонавтов» Белки и Стрелки посвящается

«…Три события стали решающими в истории космической биологии и медицины. Первое – полёт Лайки и получение нужной информации в течение семи орбитальных витков. Второе – полёт и спуск живых Белки и Стрелки. И третье – полёт Юрия Гагарина…»

С 19 августа 1960 по 25 марта 1961 года было запущено пять кораблей-спутников, на борту которых находилось, в общей сложности, восемь собак. Это – легендарные Белка и Стрелка, в результате взрыва погибшие Мушка и Пчёлка, чудесным образом спасшиеся Шутка и Комета, впервые пролетевшая по траектории одновиткового полёта Чернушка, получившая своё имя от Юрия Гагарина – Звёздочка. С учётом полётов на геофизических ракетах и Лайки на ИСЗ в космосе в общей сложности побывало сорок два четвероногих «космонавта». Незаслуженно оказались забытыми Лисичка и Чайка, погибшие при старте 28 июля 1960 года.

Орбитальный полёт легендарных собак Белки и Стрелки на семнадцать витков вокруг Земли, продолжавшийся двадцать пять часов, должен был предшествовать суточному пребыванию в космосе одного из членов первого отряда советских космонавтов. Однако на четвёртом витке Белка стала вырываться, её рвало. В связи с неблагоприятными реакциями одной из собак В.И. Яздовский добился решения Государственной комиссии по полётам, чтобы первый полёт человека был одновитковым.

Для отработки всех деталей принятой схемы необходимо было провести ряд запусков искусственных спутников Земли с животными в режиме одновиткового полёта. При нём существенно уменьшалась вероятность посадки космонавта за пределами СССР. Этому обстоятельству придавалось исключительно большое значение.

10 сентября 1960 года, не дожидаясь результатов последующих пусков, Д.Ф. Устинов, Р.Я. Малиновский, К.Н. Руднев, М.В. Келдыш и С.П. Королёв направляют в ЦК докладную записку, в которой предлагалось ускорить работы по осуществлению полёта человека. В записке говорилось «…об одном-двух пусках с собаками в октябре-ноябре 1960 года, ещё два пуска уже на кораблях 3КА планируются в ноябре-декабре, тоже в «собачьем» варианте, а полёт первого человека – в декабре 1960 года». При этом учитывались планы США осуществить суборбитальный полёт в начале следующего 1961 года.

Докладная записка дошла до Н.С. Хрущёва, и 11 октября 1960 года вышло постановление ЦК КПСС и Совета министров, в котором предписывалось «осуществить подготовку и запуск космического корабля «Восток» (3КА) с человеком на борту в декабре 1960 года и считать это задачей особой важности».

Подходил к концу високосный 1960 год. Вот как прокомментировал его итоги Борис Евсеевич Черток: «Из пяти кораблей-спутников, запущенных в 1960 году для отработки систем, взлетели четыре. Из этих четырёх на орбиту вышли три, а приземлились два. Из двух вернувшихся только один приземлился нормально! До запуска человека было совершенно необходимо провести ещё два-три успешных беспилотных..

Продолжение следует…

Маргарита Лебедева, научный сотрудник Музея-заповедника Ю.А. Гагарина

В статье использованы фотографии из архива Института медико-биологических проблем (ФГБУ ГНЦ РФ – ИМБП РАН), открытых источников, а также материалы книги Б.Е. Чертока «Ракеты и люди. Горячие дни «холодной войны». – М.: Издательство «РТСофт», 2007.

Оставьте первый комментарий

Отправить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован.


*