И гимном я своим провозглашаю:
Пусть будут помнить мир, страна
На веки вечные все ваши имена!
Да будет вам почёт и слава!
(А. Курилович)
После запуска в 1957 году собаки Лайки стало очевидным, что теперь предстоит готовить к полёту в космос человека. Конечно, представить тогда, что это произойдёт уже очень скоро, было сложно. Но решение о том, что первый пилотируемый полёт должен быть орбитальным, было принято. На данном этапе необходимым стало «…предусмотреть и проверить на собаках в условиях реальных орбитальных полётов всё то, что может ожидать человека в первом полёте в космос при «штатных» условиях полёта, а также в случае аварийной ситуации», – вспоминала в своей монографии А.Р. Котовская.
Иными словами, в кратчайшее время надо было создать космический корабль-спутник, на котором была бы проверена работа системы жизнеобеспечения, системы медицинского контроля за состоянием живого организма, а также аварийные средства спасения, чтобы обеспечить безопасность и успешное возвращение на Землю четвероногому «космонавту», а затем и человеку. С этой целью начались интенсивные работы сразу по двум направлениям – с собаками и людьми, которые выполнялись практически параллельно.
Полёту человека в космос предшествовали запуски семи кораблей-спутников, два из которых осуществлялись без животных, а пять – с животными. Один за другим отправлялись в полёт космические аппараты с собаками, начиная с 15 марта 1960 по 25 марта 1961 год. «В этих запусках предусматривалось уже возвращение животных на Землю, – пишет Адиля Котовская в книге «Непрошедшее время», – чтобы выяснить, как ведёт себя организм животного на разных участках полёта. Эти пять кораблей-спутников с собаками мы условно считаем «нашими», т.к. в этих полётах мы должны были получить доказательства возможности и безопасности для первого полёта человека в космос».
А вот как об этом времени вспоминал Олег Генрихович Ивановский: «И начался тяжелейший 1960-й, год напряжённейших испытаний, перемежающийся авариями и успехами, год отработки «Востока». Королёв, не сворачивал ни на шаг в сторону, шёл к заветной цели – создать космический корабль для полёта человека в космос. Результаты пусков в 1960 году у многих не вызывали восторга и энтузиазма: из 5 стартов ракет с кораблями-спутниками (в т.ч. с собаками на борту) в полёт пошли 4, на орбиту вышли 3, а на Землю вернулись 2. Из этих двух нормально приземлился только один! Такова была статистика. А в планах – полёт человека».
Какова же история отбора «кандидатов», почему именно Белка и Стрелка стали всемирными «героями» и как сложилась их судьба после триумфального возвращения? Для полётов на первых кораблях-спутниках нужны были маленькие собачки, потому что внутри оказалось недостаточно свободного пространства. Были чётко определены критерии по весу и размерам животных: три-три с половиной килограмм, тридцать пять сантиметров в холке, сорок-сорок один сантиметр от носа до кончика хвоста. Вот так – с мягкой линеечкой ездили сотрудники института по Подмосковью в поисках подходящих кандидатур. Будущих Белку и Стрелку обнаружили зимой 1959 – 1960 гг. В виварии, куда их поместили, уже находилось около пятидесяти собак. Чтобы животных не перепутать, данные им имена были написаны на специальных табличках, вывешенных на клетках. А у тех животных, которые уже проходили подготовку, имена были вышиты и на костюмчиках, в которые их облачали. Эти жилетки служили не для красоты – под ними скрывались датчики, провода от которых выводили наружу после хирургических операций.
Таким образом, подходящих по заданным параметрам собак тщательно готовили: барокамеры и сурдокамеры, вибростенды и центрифуга, лотки и автоматические кормушки – надо было добиться того, чтобы собаки ко всему привыкли и не пугались, чтобы умели спокойно стоять или лежать прикреплёнными к кабине крепёжными карабинами.
На заключительном этапе тренировок животные с датчиками на теле, в космической амуниции, включая ассенизационные устройства, подолгу находились в герметической кабине, в которой создавались такие же условия жизнедеятельности, какие предположительно должны были быть в реальных космических полётах.
Запуск первого из пяти кораблей-спутников оказался неудачным (взрыв ракеты). Для предстоящего второго полёта, после прохождения отборочных испытаний и специальных тренировок, были выбраны собаки Капля и Вильна. Именно они на центрифуге и вибростенде оказались наиболее устойчивы к действию перегрузок и вибрациям применительно к участку выведения корабля на орбиту и спуску на Землю.
Позже собаки получат новые имена, более привычные для нас. Так Вильна станет зваться Белкой, а Капля – Стрелкой. Обе собаки, успешно прошедшие предварительные отборочные испытания и тренировки, были поставлены в условия предполётного режима.
Именно эти две «собачьи» кандидатуры, после завершения всего цикла подготовки и испытаний, были окончательно утверждены для участия в новом лётном эксперименте.
Собака Стрелка (Капля) – самка, светлой масти, с тёмными пятнами, массой пять с половиной килограммов, тридцать два сантиметра в высоту и пятьдесят в длину, а также собака Белка (Вильна) – самка, светлой масти, короткошерстная, массой четыре с половиной килограмма, тридцать сантиметров в высоту и сорок семь – в длину. Белке было около двух с половиной лет, Стрелке на год меньше.
В одном из своих писем в Москву из Тюра-Тама Олег Георгиевич Газенко, продолжая называть собачек прежними именами, пишет: «Рад сообщить, что Капля и Вильна оправдывают Ваши надежды и не приносят тревог и огорчений».
Успешный запуск второго корабля-спутника состоялся 19 августа 1960 года. Вес корабля без последней ступени ракеты-носителя составил четыре тысячи шестьсот килограммов. Основной задачей полёта являлась дальнейшая отработка систем, обеспечивающих жизнедеятельность человека, а также его возвращение на Землю. Эта задача была успешно решена. Космический корабль вместе со своими пассажирами – собаками Белкой и Стрелкой и другими живыми существами – благополучно возвратился на Землю. Это историческое событие приблизило время завоевания человеком околосолнечного пространства.
Продолжение следует…
Маргарита Лебедева, учёный секретарь музея
В статье использованы фотографии и документы из архива Института медико-биологических проблем (ФГБУ ГНЦ РФ – ИМБП РАН), а также материалы книги А.Р. Котовской «Непрошедшее время». – М.: Слово, 2012

Отправить ответ