
Не лаяли, спокойно позволяли
Надеть жилет, скафандр, провода.
Что перегрузкам разным подвергали,
То это для науки, не беда…
(Л. Аркадова)
Пройдя непростой отбор, животные попадали в особое помещение – виварий. Здесь для собак были приготовлены специальные клетки с деревянным полом, стоящие на метровых ножках. Это и были новые «квартиры» для будущих четвероногих «космонавтов». На каждой из клеток красовалась табличка, указывающая имя её хозяина: «Лиса», «Мишка», «Дамка», «Рыжик», «Модница», «Непутёвый», «Кусачка», «Отважная».
Собаки очень быстро привыкали к своему новому жилищу и, возвращаясь с прогулки, также охотно прыгали в клетку, как и покидали её.
Пищу постояльцы вивария получали два раза в день. В их обычный рацион входило мясо, некоторое количество овощей, рыбий жир и молоко. А вот участники «трудных» испытаний находились на особом счету. Их кормили различными бульонами и консервами, баловали ароматной колбаской и сладостями, а также давали витамины.
Что же касается собачьих «нарядов», то каждому из отобранных «кандидатов» шился строго индивидуальный костюм. Скорей всего, именно тогда и появилось выражение «космическая одежда для собак». Это в настоящее время наши любимчики разгуливают по городу, демонстрируя, в зависимости от времени года, настоящую «собачью» моду. А тогда, вот уже более шестидесяти лет назад, одежда для животных выполняла совсем иную функцию. В нашем случае, прежде всего, для получения важнейшей биологической информации о работе систем жизнеобеспечения в условиях наземного эксперимента или в полёте. Так что поди разберись – что это за костюм и как он был устроен?
Трудно представить себе обычную дворняжку в коротких штанишках и рубашке без рукавов, примерно до половины спины. Обе части этого необычного костюма были соединены между собой специальными лямками. Такой наряд обычно шили из зелёного или белого шёлка и выглядела в нём собака, как настоящая цирковая артистка.

На матерчатых планках, фиксирующих одежду в области лопаток и крестца, были нашиты металлические кольца, к которым крепились, при помощи карабинов, четыре прочные цепочки. Те, в свою очередь, другим концом были разведены по углам кабины, таким образом, собака оказывалась привязанной к ней с четырёх сторон. «Если животное спокойно, то оно не испытывает неприятного давления или натяжения привязей. Очень важно, что теперь собака не может перевернуться, влезть лапами в кормушку, дотянуться до приборов и грызть их. В фиксирующей одежде животные чувствуют себя так же хорошо, как и без неё. Долгие дни они могут находиться в ней, и она не стесняет свободы их движений».
В комплект с фиксирующей входила и ассенизационная одежда, которая надевалась под первую и была выполнена из мягкой губчатой резины. Состояла она из двух частей: специального «лифчика» и плотно облегающих тело животного штанишек. От них отходила трубка, не мешающая собаке принимать различные позы, которая другим своим концом была связана с горловиной ассенизационного бака. Соединяясь с ним, такое устройство в то же время ограничивало движения собаки в кабине. Ассенизационную и фиксирующую одежду надевали на животное в том случае, если опыт продолжался более суток. Если же испытание длилось недолго (от двух до пяти часов), то оно находилось только в лёгком фиксирующем костюме.
Собачек постепенно приучали к ношению такой одежды. С непривычки «плен», в который они попадали, переносился животными очень тяжело. Со временем испытуемые потихоньку привыкали быть постоянно одетыми, кроме того, для собачек становился привычным и сам процесс «облачения» и подгонки «космического» одеяния. «Собака будто понимает. Она совсем не сопротивляется. Вы только ещё стараетесь накинуть на морду Лисички воротник рубашки, а она уже сама двигает головой по направлению к нему. В следующий момент собака послушно поднимает лапу, которую продевают в «рукав». Очень забавно видеть, как животное послушно замирает без движений, сложив лапки, тем самым давая возможность аккуратно скрепить швом капроновые ленты на животе. Но вот всё кончено: теперь собака встаёт и, конечно, первым делом отряхивается. Затем хвост начинает «работать» самым энергичным образом, Лисичка пытается лизнуть руки человека, приласкаться к нему. И весь вид животного как будто говорит, что ему совсем не плохо в этом, казалось бы, столь противоестественном для собак одеянии».
Все наши четвероногие «космонавты», прошедшие разные по своей продолжительности испытания, хорошо были знакомы с обоими видами таких костюмов. В этой одежде в космосе находилась Лайка, в неё были одеты Белка и Стрелка, Чернушка и Звёздочка. «Придумать, склеить и сшить такую одежду было непросто. Природа не создала собак для ношения подобных костюмов, да и кожа этих животных оказалась более нежная, чем у человека». Создать такое «космическое снаряжение» мог только очень хороший мастер, сумевший сшить для каждого четвероногого «космонавта» одежду сугубо «индивидуального пошива».
Продолжение следует…
Маргарита Лебедева,
научный сотрудник Музея-заповедника Ю.А. Гагарина
В статье использованы фотографии из архива Института медико-биологических проблем (ФГБУ ГНЦ РФ – ИМБП РАН);
Материалы книги М.А. Герд, Н.Н. Гуровского «Первые космонавты и первые разведчики космоса». – М.: Наука, 1965.
Отправить ответ