
Для пса человек – будто солнце из мрака,
Молитва, мечта, божество,
Бесстрашно его охраняет собака,
Спасёт и умрёт за него…
Отбилась от темы. Вначале – присловья,
А дальше совсем не о том.
Но псам на любовь отвечайте любовью,
А про поговорки – потом.
(Мария Петровых)
Несмотря на то, что исследуемые собаки, казалось бы, приветливо ведут себя абсолютно со всеми людьми, занимающимися их подготовкой к космическому полёту, в каждой из них живёт стремление быть кому-то по-настоящему нужной. Иметь своего хозяина является очень распространённым выбором самой собаки, но только к одному самому доброму и заботливому человеку она начинает относиться как к своему другу.
Таким другом для собаки по кличке Смелый стал В.И. Яздовский. В своей монографии «На тропах Вселенной» он писал: «Собаки являются излюбленным объектом научных исследований, работать с ними легко и приятно. Наша космическая медицина с самого начала избрала для опытов собаку как неприхотливое, безотказное, чрезвычайно выносливое животное. Благодаря этим своим качествам и своей любви к человеку собака оказала и продолжает оказывать физиологии и, в частности, космической медицине неоценимые услуги…»

Важно отметить, что под руководством Яздовского выполнялась обширная программа медико-биологических исследований по обоснованию возможности космических полётов биологических объектов, а затем и человека. Фактически ответственность за все полёты животных до гагаринского старта персонально возлагалась на Яздовского.
По требованию Королёва Владимир Иванович лично занимался всеми операциями перед стартом первых четвероногих «разведчиков» космоса – Цыгана и Дезика, полёт которых состоялся 22 июля 1951 года. Он участвовал в подготовке запуска Второго искусственного спутника Земли с собакой Лайкой 3 ноября 1957 года и космических кораблей-спутников с собаками: Белка и Стрелка (19 августа 1960 г.), Чернушка (9 марта 1961 г.), Звёздочка (25 марта 1961 г.). Эти полёты доказали возможность безопасного пребывания человека в космическом пространстве.
Учёный полагал, что только эксперименты с собаками, физиология которых была изучена и близка человеческой, могли дать ответ на вопрос, какие реальные угрозы таит космос: «При всём уважении к американским коллегам мы не могли зачислить обезьян в свой актив. Они действительно ближе всех стоят к человеку, но работа с ними методически трудна. Обезьянам свойственны частые срывы в поведении, они плохо поддаются тренировке и медленно привыкают к необычным условиям эксперимента. Долго и дорого! Когда я изложил Сергею Павловичу наши соображения «за» собак, он весело ответил: «Хозяин – барин! Решайте сами! Собака так собака, я не возражаю. Пусть послужит человеку и в космосе», – писал Яздовский в своей книге.
Первый этап научных исследований при полёте животных на ракетах Р-2А, в который вошло пятнадцать экспериментальных запусков собак в герметических капсулах геофизических ракет на высоты 100-110 км была подготовлена в рекордно короткие сроки и закончилась успехом. Научный результат таких экспериментов трудно переоценить. Было установлено, что невесомость не ведёт к немедленному прекращению жизнедеятельности организма. Четыре минуты в космосе первых четвероногих «космонавтов» и их благополучное возвращение относятся к числу самых важных научных открытий.
Продолжая тему любви к животным, хочется отметить особое отношение Сергея Павловича Королёва к собакам во время проводимых с ними экспериментов. Когда к полёту готовились Дезик и Цыган, Главный конструктор «Постоянно расспрашивал об их самочувствии, а приходя в лабораторию, ласково трепал их, гладил. На полигоне было жарко, собаки пили много воды. В обязанности солдат, охраняющих вольеры, входило обеспечение животных водой. Однажды, проходя мимо, Сергей Павлович увидел, что миски пустые. Он страшно рассердился, приказал посадить на «губу» нерадивого солдата, а сюда подобрать такого, который любит животных…»
В ходе первой серии программы было проведено шесть запусков ракет Р-2А с животными и всем комплексом научной аппаратуры. Исследования проводились с девятью собаками, из которых трое побывали в полёте дважды. Из шести запусков ракет два полёта закончились, к сожалению, гибелью четвероногих «космонавтов». Это произошло, по мнению специалистов, из-за конструктивных недоработок отдельных элементов ракетной системы. «В то лето, – пишет Яздовский в своей монографии, – погибли четыре собаки. Несовершенство техники погубило их. Жалко: добрые, славные псы, прошедшие полную тренировку. Погибая, собаки спасали человеческие жизни. Ведь недаром академик И.П. Павлов поставил им памятник. Тем, которые погибали в его лаборатории, и этим разведчикам космоса…»
Продолжение следует…
Маргарита Лебедева,
научный сотрудник Музея-заповедника Ю.А. Гагарина
В статье использованы фотографии из фондов ФГБУК «Музей-заповедник Ю.А. Гагарина», открытых источников, а также материалы книги В.И. Яздовского «На тропах Вселенной». – М.: Слово, 1996.
Отправить ответ