Хочу от всего сердца, думаю, что ко мне присоединится много людей, поздравить наших мамочек с Днём Матери, поблагодарить их за жизнь и лишний раз попросить прощения за все морщинки на лице и сединки в волосах от волнения и переживания за годы нашего взросления!
А ещё хочу напомнить всем о простой русской женщине, нашей землячке, маме первопроходца космоса Анне Тимофеевне Гагариной. В этом году 20 декабря ей исполнится 122 года. Она смогла пронести через всю свою жизнь любовь и нежность не только к своим родным и близким, но и ко всем людям нашей огромной страны. Превозмогая боль утраты, она смогла сохранить память о сыне и передать её следующему поколению.
С 2001 года в городе Гагарине, около Дома школьных лет Юрия Гагарина, стоит памятник Анне Тимофеевне, маме первого космонавта планеты Земля. Предлагаю внимательно рассмотреть его.
Интересная история этого памятника. В 2000 году в наш город приезжал президент Республики Саха (Якутия) Михаил Ефимович Николаев. Он посетил все наши памятные места, музеи и захотел побывать на могиле Анны Тимофеевны, где был удивлён скромностью убранства. Предложил оказать помощь в установке памятника матери Героя нашей страны. Не откладывая дело в долгий ящик, вызвал якутского скульптора Эдуарда Иннокентьевича Пахомова и предложил ему достойно увековечить образ матери Юрия Гагарина.
Эдуард Пахомов по фотографиям, рассказам, воспоминаниям, тщательно продумав, нарисовал эскиз памятника, который выиграл конкурс, а затем был отлит в бронзе в Санкт-Петербурге скульпторами Евгением Кацем и Александром Шляхтиным. Уже в 2001 году этот памятник был установлен на участке дома номер 67 на улице, названной в честь Ю.А. Гагарина. Место, предложенное городским архитектором Валентином Дмитриевичем Щёкиным для установки памятника, было выбрано не случайно. Памятник не только вписался в композицию городской среды, но и получил символическое значение: «Как и положено на Руси – радушная хозяйка встречает гостей у порога своего дома».
Итак, памятник сочетает в себе три художественных образа. Первый – это лавочка, которая помнит тепло отцовских рук главы семейства, с которым мать разделила все тягости и трудности по воспитанию свои детишек. Второй – шинель, накинутая на спинку лавочки. Её носил сын: Юрий Гагарин живой, как жива память о его подвиге. И третий образ – простая русская женщина в скромном платье с платочком на плечах. У неё гладкая причёска, стоит обратить внимание на её натруженные руки, лицо, испещерённое морщинами. У её ног верный друг семьи Тобик.
У нас в стране мало таких монументальных скульптур, где так близко и чётко можно рассмотреть доброе, немного грустное, а кто-то замечает и уставшее лицо, заглянуть в глаза, как в зеркало души, и прочитать или увидеть, что они нам говорят. А глаза Анны Тимофеевны у автора памятника получились настолько удивительными и выразительными, что можно часто услышать от посетителей: «Мы видим в них материнскую любовь и нежность, искренность и мудрость, испуг или страх, веру и надежду…»
Символично место между Юриной шинелью и мамой – как будто сын только отошёл и скоро вернётся и сядет рядом… Многие посетители отмечают глубину психологического содержания этого скульптурного произведения Э.Пахомова. Памятник признан памятником Матерям не только на Смоленщине. Какая мама не провожала своих детей?! Какая мама трепетно и терпеливо их не ждала?!
За эту душевную, тёплую работу Э.И. Пахомову было присвоено звание лауреата Государственной премии Республики Саха.
Люди, видевшие Анну Тимофеевну, и родственники заметили не только внешнее сходство с оригиналом. Ещё они были удивлены, как скульптор смог передать семейную атмосферу и рассказать в бронзе, какой была мама Юрия Гагарина. Хочу предложить вам воспоминания об Анне Тимофеевне разных людей, знавших её лично.
«Мать Юрия Гагарина. Те, кто был знаком с Анной Тимофеевной, знали, насколько интересна, значительна была эта удивительная женщина. Вроде бы ничем не отличалась от других. Простая, приветливая, трудолюбивая. Но и отличалась: мудростью своей житейской, естественностью поведения, глубиной народной культуры. Необычайно скромная, она не то что скрывала, а как бы замалчивала свою широкую начитанность. Память её была уникальна. Она одинаково чётко сохраняла и строки стихотворения, которые сын учил сорок лет назад, и детали разговора с матерью Сергея Павловича Королёва, который состоялся недавно…»
«… У неё были необычайно выразительные, крупные, крестьянские руки. Видно было, что проделали они великое множество тяжелых работ…», – такие строки в предисловии к удивительно искренней книге «Память сердца» оставила журналист и одновременно литературный обработчик двух книг Анны Тимофеевны Гагариной Татьяна Копылова.
«Бабушка для меня всегда была примером служения своим детям, а затем и внукам. Я удивлялась: где она находила силы уже в преклонном возрасте на ту общественную жизнь после трагической гибели сына? Она принимала приглашения на мероприятия, где рассказывала о Юре, старалась ответить на каждое письмо, пришедшее на её адрес. Не один раз наблюдала такую картину: бабушка сидит на лавочке около дома, мимо проходит женщина с малышом, который капризничает, плачет. Бабушка возьмёт ребёнка на руки, и тот сразу успокаивается… До сих пор для меня это не объяснимо», – поделилась Тамара Дмитриевна Филатова.
Лев Николаевич Толкалин, друг детства и одноклассник Гагарина, присутствовал на церемонии открытия памятника в Гагарине. Об этом дне и о своих чувствах он оставил такие воспоминания: «… Открывается прекрасный лирический памятник Анне Тимофеевне. Она бронзовая, сидит во дворе на лавочке и ждёт сына. У ног старый верный пёс. Как и было в жизни. Публика на мгновенье затихла. К монументу кладут живые цветы. Море цветов! Да. Анна Тимофеевна была великой матерью! Любила она детей. Да и друзей Юры принимала, как своих. Всегда интересовалась, хорошо ли у них, какие проблемы. Бывало, подскажет, а если надо, и обласкает. Никто из друзей Юры ни разу не ушёл от Гагариных незамеченным или голодным…»
Проводя экскурсию по Дому школьных лет, слышу иногда от посетителей возглас восторга: они в 70-е, 80-е годы прошлого столетия уже бывали в Гагарине и наяву видели такую же картину. Кто-то вспоминал ведро яблок, стоящее рядом, и то, как Анна Тимофеевна угощала ими гостей.
И, в заключение, хочу подвести итог словами самого космонавта номер один, которые напечатаны в книге «Дорога в Космос»:
«… Мама наша, так же, как и отец, в молодости не смогла получить образования. Но она много читала и многое знает. Она могла правильно ответить на любой вопрос детей… Мама, бывало, посмотрит на нас, на своих и соседских ребят, и скажет: «Счастливое у вас детство, пострелы, не такое, как было у нас с отцом. И задумается, и взгрустнёт. А лицо у неё такое милое-милое, как на хорошей картинке. Очень я люблю свою маму и всем, чего достиг, обязан ей…»
Надежда Шкатова,
ведущий методист мемориального отдела Музея-заповедника Ю.А. Гагарина

Отправить ответ